Детский сад №147 Мозаика г. Рязань

Опыт работы Абрамкиной Татьяны Владимировны

ИННОВАЦИОННЫЙ  ОПЫТ  РАБОТЫ

воспитателя высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 147»

Абрамкиной Татьяны Владимировны

 

Тема:  «Формирование основ познавательной компетенции в

исследовательской деятельности старших дошкольников»

 … Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под

лавиной знаний могут быть погребены пытливость

и любознательность. Умейте открыть перед

 ребенком в окружающем мире что-то одно, но

открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда

что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось

ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.

  В.А. Сухомлинский

 Актуальность

Национальная  образовательная инициатива  «Наша новая школа» обозначила государственные приоритеты, связанные с обеспечением соответствия образования целям опережающего развития. Соответственно, дошкольное образование призвано формировать у детей те компетенции, которые станут основой их обучения в начальной школе.

Научные исследования ожиданий и требований современного общества к гражданам показывают высокую потребность в инициативных, ответственных, компетентных и коммуникативных людях. При этом требования к компетентности воспитанников включают не только достаточно высокий уровень фундаментальных знаний, но и знаний на уровне функциональной грамотности.

Анализ современного состояния образования в России, в особенности в дошкольных учреждениях, свидетельствует о нарастающем разрыве между собственно жизнью (социокультурной средой) и системой образования, сводимой к передаче знаний – умений – навыков воспроизводящего характера. Многократное  увеличение информационного потока вынуждает образовательные учреждения все интенсивнее искать новые способы работы с детьми.

В стандарте рассматривается несколько видов компетентности: познавательные, социальные, личностные. Мое исследование посвящено формированию познавательных (интеллектуальных) компетентностей.

Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для старших дошкольников обусловлена следующими факторами:

v разрыв между знаниями и умениями применять эти знания на практике;

v преодоление несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;

v необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности;

v необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности;

v необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

v связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей, проблемами дезадаптации, низким уровнем школьной зрелости со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования; системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;

v для формирования коммуникативных компетенций необходим базовый уровень интеллектуальных умений, например для воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера важным является способность свободно, четко  понятно излагать свою точку зрения на проблему, анализировать позицию собеседника.

По данным различных научных исследований последних лет темп интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста замедляется, по сравнению с предшествующими десятилетиями (исследования М.А. Холодной, Д.И. Фельдштейн).

Практико-ориентировочные меры, разработанные в предшествующие годы научным сообществом, оказываются не эффективными в современных условиях. Необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, созданий условий для достижения успешности ребенка требует соответствующей перестройки путей, методов и форм развития.

Для формирования  познавательных компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном информационном сообществе и другие.

 

Главная цель исследовательского обучения - формирование у ребенка  способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (А.И. Савенков).

Иными словами, главная цель исследовательского обучения -  формирование навыков исследовательской деятельности.

Исходя из всего вышеизложенного, мною были определены цель и задачи.

 

Цель: создание условий для развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.

 

Задачи:

Развитие познавательных мотивов дошкольников.

Развитие познавательных способностей дошкольников.

Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.

Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.

Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.

 

Необходимость

Необходимость осуществления данной системы работы связана с требованиями реальных современных условий – это, прежде всего умение осуществлять исследовательскую деятельность, что является важным навыком для развития личности.

Ведь главная задача, которую ставит перед собой педагог – дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.

 

Новизна данной системы работы заключается в обосновании возможностей приобретения познавательной компетентности через исследовательское обучение.

 

Основные идеи и принципы: личностно-ориентированный подход, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

 

Основные направления работы:

комплексный подход к развитию личности дошкольника;

создание предметно-развивающей среды;

отбор информационного материала для восприятия дошкольниками;

разнообразие форм и методов в познавательном развитии;

использование проектного метода, проблемных ситуаций, информационных технологий, игровых технологий, сюрпризных моментов, стимулирующих развитие творчества дошкольников;

применение средств диагностики, повышающих эффективность развития познавательной компетенции;

планирование работы с родителями и специалистами ДОУ.

 

Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности. И здесь главное – научить дошкольника самостоятельно находить информацию, решение той или иной проблемы.

 

Модернизация образования обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Именно с этим связанно появление многих идей компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход  выдвигает на первое место не информированность ребенка, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция-это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности),  психологические особенности, ценности и т.д.

 

Технология формирования исследовательской компетенции представляет собой 5 этапов.

1 этап. Цель: дать элементарные представления о явлениях и объектах окружающей действительности посредством элементарного экспериментирования.

2 этап. Цель: развитие образного мышления, усвоение обобщающих знаний, отражающих существенные связи и отношения, используя метод моделирования.

3 этап. Цель: развитие творческого системного мышления, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов; учить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

4 этап. Цель: учить ребенка находить  разрешать противоречия в объектах  явлениях,  которые его окружают, учить дошкольника находить выход из любой сложной ситуации.

5 этап. Цель:  развивать коммуникативные навыки в процессе исследования.

 

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму ». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответ на вопросы «Как?» и «Почему?».

Потребность ребенка  в новых впечатлениях лежит на основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности,  направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Опыт работы показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. 

Дети способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить  тесто? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет?  и т.д.

Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, с каждым разом расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы), законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана).

Живая природа это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы.

Опыты позволяют узнать и  о человеке: «проверим слух», «стук сердца», «цвет кожи», «почему храпит человек» и т.д.

Здесь немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Для этого мною в группе создан исследовательский центр (предметно-развивающая и информационно-коммуникационная среда), чтобы каждый ребенок имел возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.

В группе имеется:

- мини-лаборатория с набором элементарных приборов («Ловушка для ветра», «Уличный термометр», «Песочные часы», «Измерители» и пр.;

-уголки природы;

- дидактические игры и материалы;

- разнообразные коллекции («Лекарственные растения», «Насекомые», «Семена», «Растения нашего сада» и др.;

- собраны коллекции: «Камни», «Лекари вокруг тебя», «Чудесные превращения»...;

- макеты: «Подворье», «Пустыня», «Кто живет в лесу» и др.

Дошколятам  нравится деятельность, в процессе которой совместно со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям , ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Во  время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функции речи. Овладение орудийными действиями развивает руку ребенка.

Образовательный процесс, целью которого является формирование познавательной компетентности, должен развиваться в рамках личностно -деятельностного подхода. Считаю, что одним из активных методов формирования познавательной компетенции является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей детей, к формированию активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ребенок, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Повышению развития творческого потенциала дошкольника способствуют  игровые технологии. Играя с увлечением, дети лучше усваивают материал, не устают, не теряют интереса. Задания создают не только проблемную ситуацию, но и содержат в себе новизну информации, неожиданность, необычность, странность, несоответствие прежним представлениям, удивление. Прав физик Луи де Бройль, сказавший: «Удивление – мать открытий».

Развитию познавательного интереса, активизации исследовательской деятельности моих воспитанников способствуют и групповые технологии (работа в группах). Группы формируются по желанию самих ребят, с учетом их интересов, и, возможностями. Такая форма работы формирует у детей самостоятельность, способствует развитию чувства ответственности, исполнительности, самокритичности.

В специально оформленном литературном центре есть картины, иллюстрации, энциклопедии, журналы, схемы, карты.

Таким образом, специально организованная среда позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых процессах, явлениях, объектах, а педагогу делать процесс обучения максимально эффективным и более удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

 

Большое значение в развитии познавательной компетенции ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Действительно, работа по развитию познавательных процессов и мыслительной активности детей дошкольного возраста будет малоэффективна, если не найдет поддержки в семье, если родители не станут активными помощниками, заинтересованными в успехах своего ребенка.

Помимо традиционных форм работы с семьей я провожу вечера «Эврика» - это вечер вопросов и ответов. Создан специальный стенд, где помещается тема и проблема нашего исследования, пути открытия нового, информация о том, что можно почитать, рассказать, посмотреть, предложения и советы родителям.

Данные формы взаимодействия при активном участии родителей в жизни группы делают процесс познания более интересным.

 

Результативность

 

Результатами работы явились позитивные  сдвиги  в познавательном развитии дошкольников, в том числе повысилась поисковая активность.

 

Вывод: в ходе проведенной работы по формированию основ познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников было доказано, что данная система работы эффективно помогла детям стать наиболее инициативными, раскрепощенными, находить новые способы получения  информации, а затем работать с ней, т.е. развивать свои исследовательские способности.

А так же у детей сформировались учебно-познавательные компетенции:

· дети научились ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить сою цель;

· организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей познавательной деятельности;

· задавать вопросы к наблюдаемым факторам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

· дети приобрели устойчивые представления об окружающем мире,

· научились проводить элементарные опыты, добывать знания непосредственно из окружающей действительности;

· отстаивать свою точку зрения, смело и открыто высказывать свои идеи.

· работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

· умение детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

 

Таким образом, опыт моей работы позволяет мне сделать следующий вывод: «погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств – включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении – занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное.

Если ребёнок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

 

4 апреля 2013 в 13:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.